Каталог

Нужно ли обкатывать ДВС и как правильно это сделать

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Первое, что нужно помнить – радиоуправляемые модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) сложно сравнивать с автомоделями на электротяге и тем более – с детскими машинками на радиоуправлении.

Общение с моделями с ДВС – это хобби, требующее не только живого интереса к технике, но и определенных знаний и навыков. Однако, как известно, при желании, всему можно научиться.

Для чего обкатывать ДВС RC-модели

С полной отдачей двигатель начнет работать только после правильной и полноценной обкатки. 

Процедура требует около 1,5 часа времени и 4-5 полных баков топлива. Затраты ресурсов стоят результата, поскольку запустив ДВС-модель «прямо из коробки» на полную мощность, вы рискуете не то чтобы «повредить», а попросту угробить двигатель.

Обкатка нужна, чтобы детали силовой установки притерлись и подготовились для полномасштабных нагрузок.

Принцип работы ДВС

ДВС работает по простому принципу:  энергия, которая возникает в камере сгорания при возгорании  топливно-воздушной смеси, толкает поршень.

Свеча накала и топливно-воздушная смесь – вот те составляющие, необходимые для запуска ДВС.

Функция карбюратора заключается в смешивании топлива с воздухом и подаче его в камеру для сгорания. Эффективная работа двигателя зависит от доли топлива и воздуха (кислорода) в смеси. Это соотношение регулируется при помощи игл высоких и низких оборотов.

Количество топливной смеси, которая подается в двигатель, регулирует дроссель, который открывает и прикрывает карбюратор. Так  контролируются обороты двигателя (малые, средние, высокие).

Доля кислорода (воздуха) в смеси регулируется иглой высоких и иглой низких оборотов. При провороте иглы высоких оборотов по часовой стрелке, уменьшается доля топлива и увеличивается доля воздуха (смесь обедняется) – растет воспламеняемость смеси и повышается температура двигателя за счет роста доли кислорода. При поворачивании иглы  влево (против часовой стрелки), увеличивается доля топлива (смесь обогащается) – снижается воспламеняемость смеси и температура двигателя падает за счет снижения доли кислорода.

Функция иглы низких оборотов – дополнительное ограничение на малых оборотах двигателя доли топлива в топливно-воздушной смеси. Как правило, эта игла остается в заводском положении и необходимость ее регулировки отсутствует. 

Пошаговая инструкция по обкатке ДВС

Не существует едино правильного рецепта обкатки ДВС. Мнения о том, что верно, а что не приемлемо, расходятся порой не только среди моделистов, но даже у производителей RC-техники. Поэтому, перед тем, как приступить к обкатке дорогостоящего аппарата, внимательно ознакомьтесь с инструкцией к нему.

А мы расскажем об уже проверенных и наиболее популярных алгоритмах обкатки ДВС.


Итак, приступаем:

  1. Не торопитесь, выделите достаточно времени (1,5-2 часа) и найдите подходящее место для обкатки двигателя на столе (просторное, проветриваемое помещение) и на местности (большая площадка с ровной поверхностью). Запаситесь топливом (4-5 баков) и терпением.

  2. Внимательно изучите инструкцию, проверьте крепеж (при транспортировке болты могут ослабиться).

  3. Изучите модель. Найдите, где у нее карбюратор, дроссельная заслонка и все регулировочные винты.

  4. Оставьте заводские настройки карбюратора. Базовые (заводские) настройки обеспечивают наиболее безопасный режим работы. При максимально обогащенной топливной смеси двигатель не развивает должной мощности, но при этом лучше охлаждается и смазывается. Именно поэтому на новом двигателе в базовом режиме необходимо отработать хотя бы один бак.

  5. Зарядите накал свечи и проверьте ее, выкрутив из двигателя. Удостоверьтесь, что спираль накаляется.

  6. Полностью зарядите аккумуляторы пульта ДУ и модели, заправьте топливо согласно инструкции.

Первый запуск ДВС рекомендуется проводить при температуре около 21°C - 22°C. Если температура воздуха ниже – подержите модель в теплом помещении или автомобиле.

Что делаем дальше:

  1. Включаем пульт ДУ, а затем – шасси. Проверяем связь автомодели с аппаратурой радиоуправления.

  2. Подкачиваем в карбюратор топливную смесь при помощи специальной помпы на топливном баке или пул-стартера, дернув за него несколько раз. 

Отработка первого цикла:

Установите модель на возвышение и запустите двигатель. Дайте ему поработать на заводских настройках вхолостую. Для новых моторов характерна нестабильная работа, поэтому, если двигатель заглох – ничего страшного – заведите его снова.

На первом этапе характерны выхлопы густого дыма и капающее масло из выхлопной трубы. Ситуация нормальная, поскольку топливная смесь максимально обогащена для качественной смазки и притирки компонентов мотора.

Заглушите двигатель при нижнем положении поршня. Дождитесь полного остывания двигателя (10-15 минут). Постепенно обедняйте смесь: поверните иглу высоких оборотов на 1/8 по часовой стрелке.

Второй бак:

Запустите двигатель, пусть отработает 90% топлива. Заглушите мотор при нижнем положении поршня. Дайте ему остыть (10-15 мин). Снова немного обедните смесь, повернув иглу высоких оборотов на 1/8 по часовой стрелке.

Третий бак:

Выйдите на ровную площадку. Запустите двигатель и катайтесь по кругу на минимальной скорости. Нужно отработать 90% емкости бака.

Заглушите двигатель с нижним положением поршня, дайте ему остыть и еще раз обедните смесь, проворачивая иглу высоких оборотов на 1/8 вправо (по часовой стрелке).

Четвертый бак:

Как и в предыдущем случае, запустите двигатель для отработки 90% объема бака  и медленно катайтесь по кругу, но иногда ускоряйте движение на 2-3 секунды. На максимальные обороты не переходите.

Заглушите мотор с поршнем в нижнем положении, дайте ему остыть и опять обедните смесь, проворачивая иглу высоких оборотов на 1/8 по часовой стрелке.

Пятый бак:

Заведите  двигатель и езжайте по кругу на малой скорости, периодически делая ускорение до средних оборотов. Наблюдайте за работой мотора.


Когда все хорошо:

При нажатии на газ, из выхлопной трупы появляется негустой голубоватый дымок и мелкие капли масла. Машина чутко реагирует на нажатие курка газа: обороты сразу растут, автомобиль быстро стартует и ускоряется.

Когда ДВС требует регулировки:

При нажатии на газ мотор реагирует с задержкой, машина разгоняется не стабильно, из выхлопной трубы выходить много масла и густой дым, а двигатель глохнет. В этом случае обедните смесь, путем поворота основной иглы на 1/8 по часовой стрелке.

Если двигатель заводится плохо, быстро перегревается, не держит малых оборотов и сразу переходит на большие, нужно обогатить смесь, путем поворота иглы на 1/8 против часовой стрелки.

 

Подробнейшую статью-инструкцию о том, как правильно обкатать ДВС, как настроить холостой ход, отрегулировать иглы высоких оборотов и иглы низких оборотов, мы публиковали ранее.

Надеемся, что этот материал помог подготовить двигатель вашей радиоуправляемой модели к настройке во всех режимах эксплуатации.

Помните, что не стоит перегружать несущие узлы модели в первые часы работы, так вы продлите жизнь вашего RC-друга и получите максимальное удовольствие от любимого хобби.


Статьи в тему:

Электродвигатель для радиоуправляемой модели: какие бывают и что лучше купить – коллекторный или бесколлекторный

Настройка и регулировка модельных двигателей внутреннего сгорания

Авиамодельные моторы

Какой выбрать аккумулятор для своей радиоуправляемой модели

Какой выбрать пульт дистанционного управления для автомодели

Что лучше выбрать: радиоуправляемую модель с ДВС или электродвигателем. Сравнение

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить