Каталог

Материалы в авиамоделизме: основные характеристики EPS, ЕРО и ЕРР

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Решаем что лучше

Чтобы радиоуправляемый планер легко поднимался в воздух, он должен быть практически невесомым (относительно своих размеров). А чтобы жесткая посадка не оказалась последней, необходимо, чтобы материал крыльев и корпуса отвечал требованиям жесткости и ремонтопригодности. 

Уже в конце 1980-х годов были разработаны пенопласты, которые сумели решить важнейшие задачи авиамоделизма.

Пенополистирол

Плиты из вспененного полистирола или полихлорвинила обладают низкой плотностью (то есть они легкие) и массой возможностей по их обработке. Это стало ключевыми аргументами для применения их в авиамоделизме.


Пенополистирол (EPS, «Expanded Polystyrene») пришел на рынок стройматериалов в 50-х годах прошлого века. Он получил признание, как самый легкий пористый материал для тепло- и гидроизоляции, состоящий на 98% из воздуха и на 2% из шариков, склеенных между собой. А затем полезные свойства  EPS  оценили авиамоделисты.

По внешнему виду он напоминает обычный упаковочный пенопласт, может иметь разную плотность и используется для конструирования разных видов авиамоделей.

Достоинства:

  • легкий и прочный;

  • распространенный и дешевый;

  • многоцелевой и ремонтопригодный;

  • из него можно конструировать разнообразные формы и даже мелкие детали, то есть легко сделать копию реального аппарата.

Недостатки:

  • при авариях и жестких посадках разрывается на мелкие кусочки, которые потом трудно склеить воедино;

  • ремонт авиамодели из пенополистирола – это не затратный, но достаточно кропотливый процесс.


Пенополиолефин

Пенополиолефин (EPO, «Expanded Poly Olefin») – современный материал, который похож на привычный упаковочный пенопласт с его воздушными гранулами, но совершенно отличается по технологии производства и качествам.


Визуально, поверхность модели из ЕРО гладкая, но просматриваются «шарики». Материал прочный и жесткий, но при незначительном надавливании, возвращается в исходную форму.

Авиамодели из ЕРО-пены обычно цельнолитые, что позволяет создавать точные копии авиасуден.

Технология изготовления такова, что шарики в ЕРО склеиваются особым образом, обеспечивая необычайную прочность и упругость. Материал способен выдержать огромные перегрузки, а потому используется в радиоуправляемых моделях разного размера и даже в гражданской авиации.

С покраской моделей из ЭПО могут возникнуть трудности: краска на нем плохо держится из-за особенностей производства самого материала, да и потому что формовочные матрицы перед отливкой покрывают тефлоновой эмульсией. Для покраски модели всю ее поверхность нужно предварительно обезжирить ацетоном и мелкой наждачной бумагой, далее – обычная автоэмаль.

Достоинства:

  • легкий, прочный, жесткий, хорошо держит форму;

  • при авариях модели из ЕРО не разбиваются на мелкие куски, а потому их легко склеить;

  • клеится циакрином (даже в полевых условиях);

  • возвращается в исходную форму (убирает вмятины) под струей горячей воды.

Недостатки:

  • при падении ЕРО не амортизирует, а разбивается на куски;

  • легко оставляет вмятины и царапины;

  • больший вес в сравнении с другими пеноматериалами.


Полипропилен

Экструдированный полипропилен (ЕРР, «Extruded Polypropilene») – инновационный материал, который уже окрестили «волшебным резиновым пенопластом». Уникальный ЭПП удивляет упругостью и легкостью, он отлично выдерживает сжатие и растяжение, пружинит при падениях, поэтому модели из него максимально крашеустройчивы и отлично переносят температурные перепады.



Вспененный полипропилен легко моется водой и всегда остается сухим. Легко режется термоструной или любым инструментом для распиливания. Он не крошится, а потому мыши его «не любят», следовательно хранить такие модели в чуланах можно без опаски. ЭПП не токсичен и негорюч.

Модели из ЕРР красятся любой автоэмалью из баллончиков или аэрографа без предварительной подготовки.

Достоинства:

  • свойства ударопоглощения (мягкость, упругость) гарантируют крашеустойчивость моделей, которые при падении амортизируют;

  • если ЕРР разрушается, то легко поддается ремонту, поскольку его мелкие шарики остаются целыми (трещина проходит по шву);

  • для ремонта можно использовать клеи UHU Por, ЭДП, Titan-SM, эпоксидную смолу и циакрин.

Недостатки:

  • модели крупных размеров из ЕРР требуют армирования, что влияет на вес;

  • сложно добиться копийности;

  • уникальная крашеустойчивость может сыграть злую шутку с новичком, когда у пилота пропадает страх падения.

  • высокая цена.


Одна из разновидностей ЕРР - Elapor (Элапор) – компаунд с запатентованной компанией Мультиплекс формулой. По сути – это экструдированный полипропилен с примесями для жесткости.

Материал немного жестче, чем обычный ЕРР и имеет отличное свойство восстанавливать первоначальную форму смятой детали при погружении ее в кипяток.


Каждый материал имеет свои достоинства и недостатки и сказать что лучше – невозможно, поскольку для эффектного полета радиоуправляемой модели нужны разные качества. Все зависит от уровня подготовки пилота, размера модели и ее назначения.

Статьи в тему:

Какую купить авиамодель: 3 универсальных правила для начинающего пилота

Радиоуправляемая модель или игрушка: в чем разница и что лучше купить

Как выбрать судомодель для начинающего капитана

Как ориентироваться в аббревиатурах: RTF (RTR), PNP, KIT. Комплектация радиоуправляемых моделей

Что такое дрон и что он может: краткий обзор военных и гражданских моделей на радиоуправлении


Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить