Каталог

Три колеса, один мотор

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png
Генрих Александрович Алешин и его десятилетний сын Максим живут в Новгороде. Отец и сын любят конструировать и мастерить игрушки с электродвигателями. Их модели просты по конструкции, оригинальны по форме и, несмотря на свои маленькие размеры, очень быстро по двору, вызывая общий восторг ребят. Предлагаем вашему вниманию две модели конструкции Алешиных.

Гоночный электромобиль «Старт».
Для этой модели понадобятся следующие детали и материалы:
- микроэлектродвигатель типа МДП-15;
- плоская батарейка типа 3336 напряжением 4,5 В;
- кусок фанеры толщиной 3-4 мм, 20х30;
- клей для дерева – лучше всего «Синтетический» или ПВА;
- одножильный электропровод диаметром 0,6-0,8 мм – 20 см;
- нитроэмалевая краска не более 30 г;
- колеса с резиновым покрытием от детского конструктора или игрушечного автомобиля: диаметром 38-40 мм – 2шт. и одно колесо диаметром 15-30 мм;
- сопротивление 8-10 Ом, 0,25 Вт.
Развертка фанерного корпуса электромобиля (так же, как второй модели – аэроллера «Салют») показана на рисунке в масштабе 1:2. Нужно начертить корпус в удвоенном масштабе на бумаге, перевести детали через копирку на фанеру, выпилить лобзиком, затем прошкурить выпиленные детали, снять заусенцы и запилить острые углы. Если все детали корпуса при проверке легко и плотно входят в гнезда и пазы друг друга, а электродвигатель и батарейка свободно умещаются на своих местах, просверлите отверстия диаметром 1,2 мм под контакты и диаметром 1,5 мм под оси колес.
Промажьте клеем соединения деталей корпуса и соберите весь автомобиль. Через 2-3 ч удалите излишки клея и еще раз обработайте корпус шкуркой.
Перед установкой двигателя в корпус модели необходимо переместить его вал вдоль по оси так, чтобы его концы выступали из корпуса двигателя на одинаковое расстояние в обе стороны. При этой операции нужна осторожность, чтобы на расколоть корпус двигателя. Лучше всего сделать так: просверлите в доске или толстой фанере отверстие диаметром 3-4 мм, введите в это отверстие короткий конец вала электродвигателя и, тихонько постукивая маленьким молоточком по длинному концу вала, подайте его вниз, пока выступающие концы вала не станут одинаковыми по длине.
О том, как удобнее подключить батарейку к электродвигателю и где расположить ключ или тумблер, подумайте сами. Кстати, электрическую схему автомобиля можно сделать двухскоростной, подключив дополнительное сопротивление, как показано на схеме.
И последнее замечание. Если ваш двор или площадка слишком тесны и разогнаться по прямой негде, можно установить переднее колесико автомобиля с поворотом, как показано на рисунке. Механизм позволяет зафиксировать любой желаемый угол поворота, чтобы автомобиль ездил по кругу заданного радиуса.

Аэролет «Салют».
Многое из сказанного о сборке предыдущей модели подходит и для этой, так что повторяться не будем, а оговорим лишь необходимое. Материалы и детали потребуются те же самые, добавится лишь полоска жести 13х2,5 см (можно из консервной банки) и кусочек твердой резины.
У этой модели вращение вала электродвигателя передается на воздушный движитель – винт, как у аэросаней.
Увеличьте в два раза детали корпуса и переведите их через копирку на фанеру, затем выпилите лобзиком. Также лобзиком из фанеры можно выпилить и колеса, если у вас нет подходящих готовых колесиков, металлических или пластмассовых. Толщина колес должна быть не менее 4-5 мм. Воздушный винт изготовляется из жестяной пластинки с просверленным строго по центру отверстие диаметром 2 мм. Из твердой резины вырежьте шайбу диаметром 10 мм и толщиной 3 мм. Эта шайба устанавливается по центру винта и зажимается двумя ушками. Через отверстие в винте проколите резиновую шайбу шилом, чтобы винт с небольшим усилием насаживался на вал электродвигателя. Помните, что у этой модели скорость движения будет зависеть от качества изготовления колес, винта и надежности соединения винта с валом.
Двигатель приклеивается к своей фанерной платформе так, чтобы его ось совпадала с осью корпуса. Приклеиваемую поверхность двигателя придется предварительно отшкурить.
Рычаг выключателя изготовляется из латунного листа толщиной 0,3-0,5 мм. Диаметр отверстия в нем 1,2-1,5 мм. Рычаг можно прибить через отверстие гвоздем диаметром 1 мм, длиной 10 мм. Заметим, что для электрического монтажа обеих моделей паяльника не нужно.
На неровной поверхности может оказаться, что аэроллеру трудно сдвинуться с места. Придется помочь ему в этом. Помните, что ваши модели все-таки не настоящие машины…
Остается позаботиться, чтобы ваши модели выглядели красиво. Нужно покрасить нитроэмалью в 2-3 слоя корпус, а у аэроллера и колеса и винт. При окраске электродвигателя не допускайте попадания краски на вал и на контакты. Батарею можно оклеить бумагой того же цвета, что и корпус, а сбоку написать на ней номер машины или ее название. Тогда ваши модели будут совсем как настоящие гоночные машины, только маленькие.
Источник: Три колеса, один мотор / Г. Алешин, рис. А. Митрофанова // Архив журнала «Юный техник»

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить