Каталог
Оформити замовлення

О проблемах с бортовым питанием...

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

...или почему, мигает приемник Spektrum?

В надежде наконец-то освободиться от помех в управлении, вы обзавелись новым радио образца DSM2. Но у вашей модели временами бывают странные “провалы” в управлении (иногда даже через несколько секунд после взлета), и мигает индикатор приемника Spektrum после посадки модели, не смотря на то, что перед полетом он непрерывно горел.

В таком случае можно уверенно сказать, что причина этого не радиопомехи, а проблемы бортового питания.

Подробнее этот вопрос мы рассмотрим в данной статье.


Проблема:

Спустя некоторое время после массового появления 2.4GHz аппаратуры на рынке, форумы начали шуметь отдельными сообщениями об отказах. Из-за непонятных причин, на протяжении нескольких секунд терялось управление моделью, также и вблизи от передатчика. Многие, воспользовавшись этим, тут же заявляли о ненадежности новых технологий, по сравнению со старыми FM приемниками, с которыми подобного не случалось. Но на практике все оказалось немного по-другому.

Причина:

Ни для кого не секрет, что один из плюсов 2.4GHz аппаратуры представляет собой автоматическую привязку приемника к передатчику после того, как питание включено. Спустя немного времени (для DSM2 2-5 секунд) они определяют друг друга, и затем допускается взлет. При кратковременном прерывании питания приемника после первого запуска, такой процесс должен заново произойти.

Кратковременный провал питания может возникнуть из-за нескольких причин: слишком тонкая проводка от источника к приемнику, недостаточная мощность BEC или бортовой батареи. Используя цифровые серво, которые способны потреблять большие токи во время нагрузки при выполнении маневров, может произойти ситуация кратковременного падения питания на приемнике ниже 3.5 V. При этом происходит перезагрузка микроконтроллера приемника, и протяжении этого времени модель становится неуправляемой. Что и может порой произойти в воздухе.

Старая аппаратура FM стандарта не требует сканирования каналов, а связь восстанавливается мгновенно, поэтому подобная проблема не так видима. Она просто незаметна для пилота (но это не значит, что ее нет).

Путь обхода:

Для снятия остроты данной проблемы, разработчиками Spektrum для новых моделей приемников был реализован так называемый QuickConnect. Суть его заключается в следующем: после того, как питание пропадает и восстанавливается заново, приемник связывается с передатчиком на той же частоте, на которой он работал перед выключением. В случае провала питания, передатчик находится мгновенно, и восстановление управления происходит не 2-5 секунд, а намного быстрее (производители заявляют о 0.004 с). А если этого не случается, то процедура сканирования начинается заново.

Диагностика, или причина мигания светодиода:

Для убеждения в том, что причина проблемы именно в питании, инженерами Spektrum была реализована диагностика срабатывания QuickConnect во время полета.

Включив вначале приемник и передатчик, наблюдается загорание оранжевых светодиодов приемных модулей, которые непрерывно горят. В случае, если во время полета по причине провала питания сработал QuickConnect, то светодиод перезагруженного в воздухе модуля вместо беспрерывного горения начнет мигать

В случае взлета модели при горящем светодиоде, и ее приземлении с мигающим, требуется обратить внимание на систему бортового питания, так как подобное свидетельствует о провалах. Даже если пилотом не замечается ничего подозрительного, не следует надеяться на то, что и со временем все останется в порядке.

Для проверки поддержки вашим приемником функции QuickConnect и индикации ее срабатывания, достаточно лишь обычным образом включить приемник с передатчиком. После того, как светодиоды зажглись, следует отключить питание приемника и заново его включить. В случае, если светодиод буде при этом мигать, то у вашего приемника такая функция имеется.

Имейте в виду, что продолжительность отключения приемника никакого значения не имеет. Важно только то, что приемник был выключен, а передатчик – нет. Так вот, если во время подготовки модели к взлету передатчик вами не выключался, а вот приемник выключался – то мигание будет еще перед взлетом. Сбросить это состояние можно единственным путем – выключив и повторно включив и передатчик, и приемник.

Кроме того нужно заметить, что светодиод мигает лишь при проблемах с питанием. В случае обычного прерывания сигнала от передатчика эта индикация не срабатывает.

Верное решение:

Самим верным решением является снабжение качественным бортовым питанием.

Данная проблема является довольно актуальной, если используются регуляторы хода (ESC), у которых имеются встроенные линейные стабилизаторы (BEC). Стандартный регулятор может обеспечивать до 2А тока для питания приемника и серво (не путайте с током на питание двигателя, даже при 25A или 45A). Для вертолета класса 450, следует установить, например, на автомат три цифровые серво, а на хвост четвертую, но при этом все равно запас тока BEC будет недостаточным, поскольку каждая серво кратковременно может требовать более 1A. К тому же, после десятков секунд полета отключается бортовое питание, так как срабатывает тепловое предохранение. После остывания микросхемы через 0.5-1.5 секунды, питание заново возобновляется, затем включается приемник, после чего все происходит согласно описанной выше схеме.

Исходя из этого, в моделях с наличием более двух серво, а в особенности цифровых, необходимо обеспечение качественного бортового питания, пользуясь одним из способов:

  • подсоединить к свободному каналу приемника особое приспособление, которое представляет собой конденсатор, подсоединенный параллельно с питанием приемника. Он способен продолжать питание системы во время кратковременных провалов напряжения на протяжении долей секунды, что порой бывает достаточным. Тем не менее, от более продолжительного перегрева из-за перегрузки BEC это не избавит;
  • снабдить встроенный BEC регулятора хорошим принудительным охлаждением. При этом снизится возможность отключения BEC от термического предохранения. Следует подметить, что микросхемы BEC, как правило, размещаются на противоположной от радиатора стороне регулятора хода, из-за чего они плохо обдуваются, находясь на модели;
  • применить отдельное бортовое питание от батарей NiCd или NiMh с напряжением 4.8V или 6.0V. Данное решение является стандартным для ДВС моделей, но не самим эффективным для моделей на электродвигателе;
  • применить отдельный наружный BEC с достаточным резервом тока, расположив его таким способом, чтобы обеспечивалось достаточное охлаждение. Довольно неплохо себя показали импульсные BEC под названием HobbyWing (Turnigy), которые будут более чем достаточными для трехамперных моделей вертолетов 450-го класса, даже в них имеются все 4-и цифровые серво. Пятиамперные BEC рекомендуются для моделей от 500-го до 30-го классов. Не забывайте соблюдать рекомендации инструкций на счет установки и отключать вмонтированные BEC регуляторов хода, вытаскивая или обрезая красный провод разъема питания приемника от регулятора.

Будем надеяться, что информация данной статьи поможет сберечь чью-то модель в целости и сохранности.

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить