Каталог

Модели вертолётов – модели экспериментальные (часть 4)

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Первый их них имел продолжительность 3 сек. При высоте полета 1,8 метра, второй – 4 сек. При высоте 2 метра. И хотя этот полет также закончился аварией с крупной поломкой, Д. Шлюттер на этих соревнованиях (в них состязались 13 спортсменов) занял первое место. Второе место завоевал Ф. Бистерфельд со своей моделью-копией вертолета «Белл ОН-Д-1», имевшей автомат стабилизации Белла. Модель эта устойчиво держалась в воздухе, но наибольшая высота ее полета не превышала 1 см. 

Соревнования несмотря на низкие результаты, способствовали дальнейшему развитию вертолетного моделизма. Именно благодаря им Д. Шлюттер учел опыт Ф. Бистерфельда и использовал на четвертой модели автомат стабилизации системы Белла, упростив его до предела.

Его новая модель представляла собой полукопию вертолета Белла «АН-16 Хью-Кобра». Она имела сильно разнесенное трехколесное шасси с носовым колесом. Диаметр ее несущего винта равнялся 1,72 м., полетная масса – 4970 гр. Двигатель «Супер-тигр G-10» рабочим объемом 10 см³ развивал мощность около 0,74 кВт (1 л. с.). Радиокомандами осуществлялось продольное управление, управление креном, дросселем двигателя, общим шагом хвостового и рулевого винтов.

20 июня 1970 года модель Д. Шлюттера публично продемонстрировала свои замечательные летные качества, установив сразу два мировых рекорда: продолжительность полета – 27 мин. 51 сек. И дальность до замкнутой кривой – 11,5 км.  

В нашей стране первые успешные запуски радиоуправляемой модели вертолета на соревнованиях с фиксацией спортивных достижений осуществил московский авиамоделист В. Саломыков на матчевой встрече авиамоделистов-экспериментаторов в г. Ижевск в 1978 году. После этого ежегодно на соревнованиях «Эксперимент» встречаются советские авиамоделисты, соревнующиеся по разным экспериментальным моделям, в том числе и по радиоуправляемым моделям вертолетов. В частности, на соревнованиях «Экспиремент-85» в Тушине выступали четыре участника в этом интересном классе авиамоделей. Первое место завоевал мастер спорта СССР В. Макеев, продемонстрировавший шесть заранее объявленных эволюций в полете, за что ему был присужден приз памяти М. Л. Миля.

Весной 1979 года В. Макеев установил первый всесоюзный рекорд по радиоуправляемым моделям вертолетов: продолжительность полета равнялась 6 мин.20 сек. Летом того же года мастер спорта В. Макеев и И. Цыбизов установили еще один всесоюзный рекорд – на дальность полета по прямой. Она составила 2683 метра. Модель летела со средней скоростью 55 км/ч на высоте 90 м. Управление моделью по радио производилось из следовавшего за нею автомобиля.

В 1980 году В. Макеев устанавливает мировой рекорд высоты полета по радиоуправляемым моделям вертолетов – 1120 метров. Через два года, 9 апреля 1982 года, им уже установлен мировой рекорд скорости полета для этого же класса моделей – 82,9 км/ч. В тот же день и. Цыбизов ставит мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту – 63,7 км/ч.

В 1973 году в Италии состоялись вторые международные соревнования по радиоуправляемым моделям вертолетов. К этому времени были уже разработаны и утверждены ФАИ типовые схемы выполнения моделями вертолетов зачетных упражнений дл соревнований. Наиболее сложным для исполнения оказалось упражнение «горка». Включающее в себя поворот вокруг вертикальной оси и последующую посадку в центре круга диаметром 0,5 м. первое место занял швейцарский моделист Супэ.

Летом 1985 года проходили очередные международные соревнования по радиоуправляемым моделям вертолетов в Канаде. В них приняли участие 37 человек из 17 стран. Первое место занял спортсмен их Японии С. Тоя. Он набрал наибольшее число очков – 4691 за блестящее выполненную программу упражнений. В этих соревнованиях приняло участие 7 команд по три человека в каждой. Командное первенство выиграли японцы.

Авиамоделисты всего мира добиваются все новых успехов в создании радиоуправляемых моделей вертолетов. 17 июня 1974 года Д. Циглер их ФРГ осуществил перелет модели через пролив Ла-Манш. Модель представляла собой копию вертолета «Белл-212», выполненную по схеме Д. Шлюттера и собранную из набора, выпускаемого западногерманской фирмой «Граупнер». Перелет длился 67 минут. При этом двигатель модели рабочим объемом 10 см³ израсходовал 1,5 литра горючего.

Результаты, достигнутые в последние годы в классе радиоуправляемых моделей вертолетов, убедительно показали их перспективность, а также большие возможности для творческого усовершенствования моделистов.

Источник: В. Костенко, Ю. Столяров.   Мир моделей

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить