Каталог

Модели вертолётов – модели экспериментальные (часть 2)

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png
 Первое существенное достоинство модели состояло в том. что ее несущий винт после прекращения работы двигателя переходил на авторотацию, и модель начинала плавно снижаться, вращаясь в горизонтальной плоскости, второе – в том, что не требовалось уравновешивать реактивный момент от пропеллера, так как он вращался в плоскости, перпендикулярной вращению несущего винта.
О достижении Ч. Мак-Кутчена довольно быстро стало известно во всем мире. Модели по его схеме начали строить в Англии, Венгрии, Польше, Румынии, Франции и у нас в Харькове, Казани. Кронштадте, Ленинграде. Советские и румынские авиамоделисты установили на них ряд мировых рекордов в классе свободнолетающих моделей с поршневыми двигателями.
Советские, английские и французские авиамоделисты модифицировали затем схему Ч. Мак-Кутчена в двухлопастную, снабдив ее либо одним двигателем, укрепленным на специальной балке, расположенной поперек лопасти, либо двумя двигателями, размещенными симметрично на концах лопастей. При такой схеме на модели удавалось разместить под центром вращающегося несущего винта не вращающийся в полете фюзеляж, снабдив его даже колесным шасси. Подобны модели были созданы в 60-х годах ленинградцем с. Воробьевым, крондштатцем б. Борисовым, харьковчанином В. Найдовским, взрослыми москвичами С. Казанковым и А. Давыдовым, а также школьниками в, Трофимовым и В. Буданцевым, рядом казанских моделистов.
Советские моделисты не только успешно выступали с ними на соревнованиях, но и устанавливали мировые рекорды.
Следует отметить, что в практике вертолетостроения известен всего один образец реально испытывавшегося полноразмерного вертолета с аэродинамическим приводом. Им был одноместный австрийский аппарат конструкции Наглера, построенный в 1943 году. Однако подобные машины распространения не получили.
Все летающие модели вертолетов с аэродинамическим приводом существенно отличаются от современных полноразмерных аппаратов. Этот существенный недостаток можно было ликвидировать только переходом на соосную схему. При такой схеме модели вертолета с поршневым двигателем основную подъемную силу создает обычный пропеллер, установленный вертикально, а реактивный момент воспринимается несущим винтом. При этом пропеллер, насаженный непосредственно на ось поршневого двигателя, вращается быстрее, чем несущий винт, соединенный с картером двигателя, так как диаметр первого меньше диаметра второго. Подъемная сила, сравнительно невелика. Главную работу несущий винт выполняет после остановки двигателя, когда, авторотируя, обеспечивает плавный спуск модели.

Впервые аппарат с поршневым двигателем, выполненный по такой схеме («Уодес-1»), был представлен П. Мотекайтесом их г. Шяуляй Литовской ССР на Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в 1949 году. После тог как у подобных моделей под несущим винтом появился объемный не вращающийся фюзеляж, они стали похожи на современные вертолеты с одним несущим и хвостовыми винтами. В августе 1956 года на модели, выполненной по такой схеме, спортсмен их ФРГ Майбаум применил устройство самобалансировки лопастей в полете при переходе на авторотацию. На этой модели им были установлены сразу три мировых рекорда по классу моделей вертолета с поршневым двигателем: продолжительности (11мин. 18сек.), расстояния (1750 м.) и высоты (600м.) После фиксации этих рекордов модель потеряли из виду.

Вслед за этим использованный Майбаумом способ самобалансировки лопастей стали широко применять во многих странах. 13 марта 1958 года на модели вертолета с двигателем объемом 1,5 см³, выполненной на соосной схеме и имеющей устройство самобалансировки лопастей, советский спортсмен А. Щербаков установил всесоюзный рекорд высоты полета – 510 метров. 

В дальнейшем, начиная с модели Щербакова, усовершенствование модели вертолета с поршневым двигателем пошло по линии увеличения лопастей несущего винта. В 1962 году Ф. Вюллнер из ФРГ создал модель с несущим винтом, имевшим три самобалансирующиеся лопасти. Она отлично летала. В 1965 году аналогичный микровертолет построил его соотечественник Б. Хорстенко. Модель этого спортсмена на соревнованиях показала столь стабильные результаты, что ею заинтересовались спортсмены не только ФРГ, но и Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии. В течении ряда лет проходили соревнования моделей вертолетов с участием в основном авиамоделистов этих стран. Участники соревнований должны были так запускать свои модели. Чтобы продолжительность полета точно укладывалась в то время, которое заранее загадывал участник. В случае несоответствия насчитывались штрафные очки. 

В нашей стране соревнования по таймерным моделям вертолетов проводятся с 1961 года по правилам, аналогичным тем, которые существуют для обычных таймерных моделей самолетов. Модели вертолетов соревнуются в наибольшей продолжительности полета при ограниченном времени работы двигателя. Сначала это были личные первенства московских спортсменов, затем – матчевые встречи Москвы и Ленинграда. С 1964 по 1986 год проведено тринадцать матчевых встреч на личное первенство моделистов Москвы, Ленинграда, Таллина, Казани, Харькова и других городов.
Источник:  В. Костенко, Ю. Столяров.   Мир моделей

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить