Каталог
Оформити замовлення

Крепеж в моделизме

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Какой именно крепеж, используется в моделизме

При проектировании какой либо из моделей совершенно невозможно обойтись без использования крепежных элементов (винтов, гаек, шурупов). Особенно это касается конструирования сложных механических моделей, таких как вертолеты, автомобили и прочее. В этой статье мне хотелось бы сделать акцент на очень необходимом и удобном в пользовании крепежном элементе, который пришел к нам из-за рубежа сравнительно недавно. Этим нововведением являются инбусовые винты, у которых имеется внутренний шестигранник под различные виды отверток, а также закладные и самоконтрящиеся гайки.

Итак, винты

Наряду с использованием традиционных типов винтов с лицевыми и крестовыми видами головок, в наше время достаточно часто в моделях можно встретить применение новых для нас винтов, которые необходимо завинчивать исключительно специальными отвертками шестигранной формы.

Винты эти могут быть обычными цилиндрическими


Изобр. 1 – Цилиндрические винты с внутренним шестигранником

или выполненными в виде особых резьбовых штифтов.


Изобр. 2 - Резьбовые штифты с внутренним шестигранником

Невзирая на это, их объединяющей чертой является наличие в головке углубления шестигранной формы под такого же типа отвертку, что и отличает их от всех других видов винтов.

Такие винты называются «инбусовыми». Их название (инбус) произошло от немец. «Innensechskantschraube Bauer und Schaurte», что в переводе означает - «винт с внутренним шестигранником». Немецкая компания Bauer & Schaurte еще в 1936 году запатентовала винты с таким же типом головок, и тут же внедрила их в массовое производство и начала распространять. Тем не менее, впервые использовать такие винты начали еще в 1911 году в США.

Непосредственно в моделизме применяются инбусовые цилиндрические винты в большей части с метрической резьбой следующих размеров: М2, М2,5, М3, М4, М5. Обозначаются данные винты кодом DIN 912 (международный стандарт). Размер внутренних шестигранников в головках винтов может быть разным, зависимо от размера его резьбы, и соответственно для таких винтов будет необходима специальная отвертка, которая будет подходить.

В чем же состоит преимущество инбусовых винтов? Прежде всего, углубление шестигранной формы в головке винта увеличивает площадь его соприкосновения с отверткой, что дает возможность передавать большее усилие при завинчивании и демонтаже винтов. В сравнении с крестообразными винтами, инбусные винты могут выдержать в десяток раз больший крутящий момент.

Кроме того, наличие углубления шестигранной формы в головке винта также дает возможность надевать его на кончик отвертки,


Изобр. 3

что делает работу с такими винтами намного более удобной и комфортной. При работе с инбусовыми винтами можно абсолютно не бояться сорвать шлиц головки, сильно затягивая их, как это возможно при использовании обычных винтов. Помимо этого, существуют особые отвертки, которые имеют круглые шестигранные головки и тем самим дают возможность завинчивать инбусы даже под углом почти 30 градусов в самых труднодоступных местах.


Изобр. 4 - Отвертка с круглой шестигранной головкой,
которая позволяет закручивать винты под углом


Данные достоинства являются совершенно незаменимыми при сборке моделей сложной конструкции. В моем собственном арсенале около более десятка лет имеются только инбусовые винты, принимая во внимание то, что я лично на протяжении уже многих лет занимаюсь моделями вертолетов (и не только).

Для того чтобы зафиксировать шестерни на валу или закрепить различные детали, используют резьбовые штифты.


Изобр. 5 - Резьбовые штифты с разной формой торцевой части

По своему внешнему виду они представляют собой винты без головок, в верхней части которых, аналогично инбусам, выполнено углубление под отвертку шестигранной формы (маркировка DIN 913). Такие винты попросту незаменимы при конструировании некоторых узлов моделей, электромоторов и т.п. В моделизме они наиболее распространены с метрической резьбой размером М3 и М4, в большей части случаев это весьма твердые термически обработанные изделия.

Важно также знать о том, что необходимо быть достаточно осторожными при работе с подобного рода винтами с резьбой М3 и контролировать прилагаемые вами усилия при их закручивании ради избегания «срезания» шестигранника, находящегося внутри штифта. Если же, например, винт открутить очень трудно из-за прочно застывшего «локтайта», то необходимо, для начала, его хорошенько прогреть при помощи паяльника. В случае если у резьбового штифта М3 сорвался шестигранник, то извлечь его будет уже почти не реально.

Именно поэтому, необходимо применять исключительно качественные термически обработанные винты, особенно для крепления шестерен на валу электромоторов. Работая с такими маленькими инбусовыми винтами необходимо пользоваться исключительно качественными отвертками.

Отвертки

Если на вашей модели имеются инбусовые винты, то теперь вам никак не обойтись одной или двумя отвертками. Кроме стандартных шлицевой и крестовой отверток, вам необходимо будет обзавестись еще, возможно, четырьмя, как минимум.

Выделяют следующие основные размеры отверток (в зависимости от ширины шестигранника):

  • 1,5 мм - для цилиндрических винтов М2;
  • 2,0 мм - для цилиндрических винтов М2,5;
  • 2,5 мм - для цилиндрических винтов М3;
  • 3,0 мм - для цилиндрических винтов М4.

Для штифтовых винтов М3 и М4 используются отвертки размером 1,5 мм и 2,0 мм соответственно.


Изобр. 6 - Разнообразные отвертки, которые применяются в моделизме

Как правило, продаются четыре этих размера отверток одним комплектом. Производят таких же размеров и отвертки с круглыми типами головок. Такими отвертками, обычно, можно винты лишь закручивать до упора, прилагая небольшое усилие, но вот для полного затягивания или откручивания винтов необходимо использовать обычную или Г-образную отвертку-ключ.


Изобр. 7 – Форма головки обычной и круглой шестигранной отвертки

Необходимо знать о том, что рабочая часть (головка) отверток может изготавливаться не только из обычной прочной стали, а также и из особой достаточно твердой и термически обработанной стали HSS. Такие прочные отвертки производятся со шлифованным шестигранным кончиком, они практически не изнашиваются и служат очень долгий период времени.

Наряду с обычного вида отвертками с ручкой, бывают и упрощенные Г-образные отвертки. Они выпускаются в виде шестигранного прутка, который согнут под углом 90 градусов. Отвертками такого вида часто укомплектованы наборы для сборки моделей. Всем тем, кто занимается механическими радиоуправляемыми моделями, мой вам совет – не экономите на подобного вида инструменте, а лучше один раз приобретите себе набор хороших качественных отверток.

Гайки

В моделизме, кроме использования традиционных гаек, также применяются и самофиксирующиеся стоп-гайки стандарта DIN 982. В конструкции такой гайки, кроме стандартной резьбовой части, имеется незначительное удлинение. В этой удлиненной части находится специальное пластиковое кольцо (завальцованное), которое предотвращает самопроизвольное отвертывание гайки и в то же время не повреждает резьбу винта.


Изобр.8 - Самофиксирующаяся стоп-гайка. В моделизме
наиболее распространены гайки с резьбой размером - М2, М2,5, М3, М4


Подобные стоп-гайки возможно откручивать и закручивать значительное количество раз и при этом абсолютно не беспокоится о возможной потери их фиксирующих свойств. Среди таких гаек наиболее распространенными являются гайки с метрической резьбой размером М3 и М4. В конструкциях проффесиональных спортивных автомоделей можно также повстречать специальные легкие стоп-гайки, которые изготовляются из алюминия.

В авиамоделях для крепления разного рода деталей также часто используют закладные гайки, которые оснащены фиксирующими шипами.


Изобр.9 - Закладная гайка для деревянных деталей

Такие элементы очень удобны, особенно для использования их в труднодоступных местах, где отсутствует возможность закрутить гайку с противоположной стороны. При конструировании модели необходимо просверлить центрующее отверстие для установки подобной гайки, тогда она врежется своими шипами в деревянную деталь и будет крепко держатся на своем месте. Чтобы предотвратить возможность выпадения гайки рекомендуется закрепить ее клеем.

Использование проанализированных нами крепежных элементов в практике моделиста позволит значительно упростить решение множества технических задач, и в то же время увеличить надежность конструкции и, конечно же, доставит удовольствие при работе с конструкциями моделей.

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить