При проектировании какой либо из моделей совершенно невозможно обойтись без использования крепежных элементов (винтов, гаек, шурупов). Особенно это касается конструирования сложных механических моделей, таких как вертолеты, автомобили и прочее. В этой статье мне хотелось бы сделать акцент на очень необходимом и удобном в пользовании крепежном элементе, который пришел к нам из-за рубежа сравнительно недавно. Этим нововведением являются инбусовые винты, у которых имеется внутренний шестигранник под различные виды отверток, а также закладные и самоконтрящиеся гайки.
Наряду с использованием традиционных типов винтов с лицевыми и крестовыми видами головок, в наше время достаточно часто в моделях можно встретить применение новых для нас винтов, которые необходимо завинчивать исключительно специальными отвертками шестигранной формы.
Винты эти могут быть обычными цилиндрическими
или выполненными в виде особых резьбовых штифтов.
Невзирая на это, их объединяющей чертой является наличие в головке углубления шестигранной формы под такого же типа отвертку, что и отличает их от всех других видов винтов.
Такие винты называются «инбусовыми». Их название (инбус) произошло от немец. «Innensechskantschraube Bauer und Schaurte», что в переводе означает - «винт с внутренним шестигранником». Немецкая компания Bauer & Schaurte еще в 1936 году запатентовала винты с таким же типом головок, и тут же внедрила их в массовое производство и начала распространять. Тем не менее, впервые использовать такие винты начали еще в 1911 году в США.
Непосредственно в моделизме применяются инбусовые цилиндрические винты в большей части с метрической резьбой следующих размеров: М2, М2,5, М3, М4, М5. Обозначаются данные винты кодом DIN 912 (международный стандарт). Размер внутренних шестигранников в головках винтов может быть разным, зависимо от размера его резьбы, и соответственно для таких винтов будет необходима специальная отвертка, которая будет подходить.
В чем же состоит преимущество инбусовых винтов? Прежде всего, углубление шестигранной формы в головке винта увеличивает площадь его соприкосновения с отверткой, что дает возможность передавать большее усилие при завинчивании и демонтаже винтов. В сравнении с крестообразными винтами, инбусные винты могут выдержать в десяток раз больший крутящий момент.
Кроме того, наличие углубления шестигранной формы в головке винта также дает возможность надевать его на кончик отвертки,
что делает работу с такими винтами намного более удобной и комфортной. При работе с инбусовыми винтами можно абсолютно не бояться сорвать шлиц головки, сильно затягивая их, как это возможно при использовании обычных винтов. Помимо этого, существуют особые отвертки, которые имеют круглые шестигранные головки и тем самим дают возможность завинчивать инбусы даже под углом почти 30 градусов в самых труднодоступных местах.
Данные достоинства являются совершенно незаменимыми при сборке моделей сложной конструкции. В моем собственном арсенале около более десятка лет имеются только инбусовые винты, принимая во внимание то, что я лично на протяжении уже многих лет занимаюсь моделями вертолетов (и не только).
Для того чтобы зафиксировать шестерни на валу или закрепить различные детали, используют резьбовые штифты.
По своему внешнему виду они представляют собой винты без головок, в верхней части которых, аналогично инбусам, выполнено углубление под отвертку шестигранной формы (маркировка DIN 913). Такие винты попросту незаменимы при конструировании некоторых узлов моделей, электромоторов и т.п. В моделизме они наиболее распространены с метрической резьбой размером М3 и М4, в большей части случаев это весьма твердые термически обработанные изделия.
Важно также знать о том, что необходимо быть достаточно осторожными при работе с подобного рода винтами с резьбой М3 и контролировать прилагаемые вами усилия при их закручивании ради избегания «срезания» шестигранника, находящегося внутри штифта. Если же, например, винт открутить очень трудно из-за прочно застывшего «локтайта», то необходимо, для начала, его хорошенько прогреть при помощи паяльника. В случае если у резьбового штифта М3 сорвался шестигранник, то извлечь его будет уже почти не реально.
Именно поэтому, необходимо применять исключительно качественные термически обработанные винты, особенно для крепления шестерен на валу электромоторов. Работая с такими маленькими инбусовыми винтами необходимо пользоваться исключительно качественными отвертками.
Если на вашей модели имеются инбусовые винты, то теперь вам никак не обойтись одной или двумя отвертками. Кроме стандартных шлицевой и крестовой отверток, вам необходимо будет обзавестись еще, возможно, четырьмя, как минимум.
Выделяют следующие основные размеры отверток (в зависимости от ширины шестигранника):
Для штифтовых винтов М3 и М4 используются отвертки размером 1,5 мм и 2,0 мм соответственно.
Как правило, продаются четыре этих размера отверток одним комплектом. Производят таких же размеров и отвертки с круглыми типами головок. Такими отвертками, обычно, можно винты лишь закручивать до упора, прилагая небольшое усилие, но вот для полного затягивания или откручивания винтов необходимо использовать обычную или Г-образную отвертку-ключ.
Необходимо знать о том, что рабочая часть (головка) отверток может изготавливаться не только из обычной прочной стали, а также и из особой достаточно твердой и термически обработанной стали HSS. Такие прочные отвертки производятся со шлифованным шестигранным кончиком, они практически не изнашиваются и служат очень долгий период времени.
Наряду с обычного вида отвертками с ручкой, бывают и упрощенные Г-образные отвертки. Они выпускаются в виде шестигранного прутка, который согнут под углом 90 градусов. Отвертками такого вида часто укомплектованы наборы для сборки моделей. Всем тем, кто занимается механическими радиоуправляемыми моделями, мой вам совет – не экономите на подобного вида инструменте, а лучше один раз приобретите себе набор хороших качественных отверток.
В моделизме, кроме использования традиционных гаек, также применяются и самофиксирующиеся стоп-гайки стандарта DIN 982. В конструкции такой гайки, кроме стандартной резьбовой части, имеется незначительное удлинение. В этой удлиненной части находится специальное пластиковое кольцо (завальцованное), которое предотвращает самопроизвольное отвертывание гайки и в то же время не повреждает резьбу винта.
Подобные стоп-гайки возможно откручивать и закручивать значительное количество раз и при этом абсолютно не беспокоится о возможной потери их фиксирующих свойств. Среди таких гаек наиболее распространенными являются гайки с метрической резьбой размером М3 и М4. В конструкциях проффесиональных спортивных автомоделей можно также повстречать специальные легкие стоп-гайки, которые изготовляются из алюминия.
В авиамоделях для крепления разного рода деталей также часто используют закладные гайки, которые оснащены фиксирующими шипами.
Такие элементы очень удобны, особенно для использования их в труднодоступных местах, где отсутствует возможность закрутить гайку с противоположной стороны. При конструировании модели необходимо просверлить центрующее отверстие для установки подобной гайки, тогда она врежется своими шипами в деревянную деталь и будет крепко держатся на своем месте. Чтобы предотвратить возможность выпадения гайки рекомендуется закрепить ее клеем.
Использование проанализированных нами крепежных элементов в практике моделиста позволит значительно упростить решение множества технических задач, и в то же время увеличить надежность конструкции и, конечно же, доставит удовольствие при работе с конструкциями моделей.
Получить бонус