Каталог
Оформити замовлення

Бензиновые и калильные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в RC-моделях: в чем разница, особенности, преимущества и недостатки

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

В предыдущих статьях мы рассказывали об особенностях радиоуправляемых моделей с ДВС и электродвигателем. Вместе разбирались, что лучше, а что имеет свои недостатки, думали как выбрать, чтобы не ошибиться. Однако, если вы заметили, в разговоре постоянно проскакивала тема ДВС на бензине и на нитро-топливе. 

В этой статье мы подробно остановимся на двигателях внутреннего сгорания для RC-моделей – они ведь тоже бывают разных типов.

Калильный или бензиновый?

Радиоуправляемые модели с ДВС – это профессиональная техника, которая хоть и требует особого ухода и внимания, зато и удовольствия дарит побольше, чем аппараты на электротяге.

С изобретением бесколлекторных электромоторов и емких литий-полимерных аккумуляторов радиоуправляемые электромодели практически не уступают по техническим характеристикам моделям с ДВС. Однако визуальный эффект в эксплуатации RC-модели с ДВС часто перевешивает все доводы в пользу «простых в использовании» электромоторов.

Двигатели внутреннего сгорания подразделяют на калильные нитро-ДВС и бензиновые.

Все просто: для бензинового нужен бензин, а для калильного – специальное топливо (топливная смесь) на основе метилового спирта.


Для чего эти два вида ДВС? В чем разница?

Бензиновые моторы большие и тяжелые – их используют на крупных моделях (масштаб 1:5 и размеры более полуметра). Минимальный объем такого мотора около 20 см3, а то и больше – 23-30 см3.

Калильные двигатели предусмотрены для моделей меньшего масштаба и размера. Они компактные и легкие, но при этом не уступают по мощности бензиновым ДВС.

Объем калильного двигателя 2-6 куб.см, но определяют его не в кубических сантиметрах, а в сотых долях кубического дюйма. Так калильный ДВС объемом 3,44 куб. см. – это всего 0,21 куб. дюйма. Сотые доли объема двигателя в дюймах называют классом двигателя. Так, наш приведённый в примере двигатель с объемом 0,21 куб дюйма относится к 21-му классу.

Принципиальные отличия

1.      Алгоритм работы

Калильный и бензиновый двигатели кардинально отличаются по способу воспламенения топливной смеси.

Для бензинового используется свеча зажигания как в обычном автомобиле (искровая). Просто в нужный момент на свечу подается напряжение, вызывающее искру, что и воспламеняет топливо после подачи. Размер искровой свечи около 4-5 см.

Калильный двигатель предусматривает работу калильной свечи. Она разогревается перед запуском мотора, а в процессе работы не теряет температуру, достаточную для воспламенения топливной смеси при контакте. 

Размер калильной свечи – около 1 см.

2.      Топливная смесь

Бензиновый мотор работает на смеси бензина и масла. Обратите внимание, что обычный автомобильный бензин не всегда можно использовать для RC-модели. Тут применяется бензин АИ-92 и АИ-95, разбавленный специальным синтетическим маслом для двухтактных двигателей. Пропорции масла и бензина указываются в инструкции для каждой отдельной модели.

Калильный намного меньше по размеру, а потому нуждается в более эффективной смеси. В состав горючего для него входит нитрометан, масло и метанол. Пропорции сложные и отличаются для разных классов RC-моделей, но об этом мы говорим в следующих публикациях.



3.      Достоинства и недостатки

Параметры для оценки двигателя внутреннего сгорания

Бензиновый

Калильный

Размер двигателя и модели

Крупный (для автомоделей это масштаб 1:5)

Средний (для автомоделей это масштаб 1:8 и 1:10)

Объем бака

20-30 куб. см.

2-6 куб. см.

Продолжительность работы

До 1 часа

15-20 минут

Универсальность использования

-

(только для больших моделей)

 

+

Стоимость смеси

Низкая

Высокая

Доступность топлива

Высокая (продается на любой заправке)

Продается только в специализированных магазинах

Стоимость модели

Высокая

Относительно низкая

Настройка двигателя

Не нуждаются в подстройке

Постоянная подстройка в зависимости от температуры и влажности

Запуск

Быстрый

Нужен прогрев

Чистота модели после эксплуатации

Загрязнений меньше, более чистые выхлопы

Выхлопы грязные, модель пачкается

Ресурс

Высокий, свечи более долговечные

Не высокий

Реалистичные шумовые и звуковые эффекты

Есть

Есть

Техобслуживание

Систематичное

Не нуждается в особом уходе


Теперь вы в курсе, что если модель ревет и выдает клубы дыма, то это не обязательно бензин. 

Калильный мотор (слева на картинке) ничем не хуже, но называют его «бензиновым» только те, кто не знаком с тонкостями RC-моделизма.


Статьи в тему:

Что лучше выбрать: радиоуправляемую модель с ДВС или электродвигателем. Сравнение

Нужно ли обкатывать ДВС и как правильно это сделать

Составные части автомобиля на радиоуправлении: как что называется и для чего служит (часть I)

Какой выбрать аккумулятор для своей радиоуправляемой модели

Какой выбрать пульт дистанционного управления для автомодели 

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить