Каталог
Оформити замовлення

Автомобиль, который видит все

/upload/uf/eb6/obzor_stati.png

Это была прекрасная машина… Когда внук собирал с пола ее детали, дедушка заметил: 

- А в мое время были игрушки, которые никогда не падали со стола…

- Что ж они, волшебные? – усомнился внук.

- Нет, так устроены… 

- Нарисуй, дедушка! – попросил внук.  

Дедушка достал лист бумаги, карандаш и начал рисовать модель игрушечного автомобиля Шуко, которую наша промышленность выпускала в 30-е годы.  

- Вот задние колеса, а вот передние. Задние вращались от пружинного двигателя, а передние… Собственно, они автомобилю были не нужны: при движении игрушка опиралась не на них, а на специальный выступ в днище. Было там и еще одно – пятое колесо. Оно располагалось поперек днища. Когда игрушка стояла на месте или двигалась по горизонтальной плоскости, у нее были три точки опоры – два задних колеса и выступ в днище. Стоило машинке подойти к краю стола, выступ соскальзывал с него, и в работу включалось постоянно вращающееся пятое колесо: оно моментально разворачивало игрушку и уводило от опасного места.

Внук рассмотрел рисунок. Действительно, игрушка оказалась на удивление простой.

- Сделаем такую же? – загорелся он.

- Давай попробуем … - ответил дедушка. – Только немного изменим конструкцию, сделаем ее современной. 

Автомобиль должен быть не заводным, а электрическим, стал рассуждать дедушка. У машины будут пять колес и два двигателя. Первый станет вращать задние колеса, а второй – пятое поперечное колесо. Ну а вместо выступа на днище установим проволочную скобу.  

Ходовую часть смонтируем на плоском фанерном основании. Колеса возьмем от самоходной игрушки, желательно обрезиненные, чтобы сцепление с поверхностью было лучше. Пятое – поперечное – колесо закрепим чуть выше, чем задние колеса. Проволочную дугу давай выгнем из стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм. Установим ее на днище так, чтобы поперечное колесо могло вступать в работу сразу же, как только машинка начнет соскальзывать с края стола.  

Приводы и задних колес, и поперечного колеса – фрикционные. Поэтому на валы микроэлектродвигателей насадим отрезки ниппельной резины, они должны плотно соприкасаться с колесами. Кузов модели склеим из фанеры (можно использовать и плотный толстый картон). Тумблер включения двигателей, соединенных параллельно, расположим в задней части корпуса…

Вот так появилась модель, чертежи которой приведены на первом рисунке (см. вариант I). А потом в нашей семейной игротеке был сделан еще один автомобиль, идею которого нам подсказал все тот же пружинный Шуко (см. вариант II). Как видите, у него уже есть программное устройство. Прежде чем рассказать об этой игрушке, вспомним, как ведет себя водитель, если вдруг замечает преграду на пути. Обычно он останавливает машину, а затем, включив заднюю передачу, отъезжает назад с одновременным разворотом. Потом снова переключает передачу…
Игрушечный автомобиль, показанный на нашем рисунке, повторяет эти довольно сложные маневры. Давайте поближе познакомимся с его устройством.
Задний мост машинки не отличается от заднего моста нашего первого автомобиля. Но для этой модели уже не требуется двух моторов – хватит и одного. Передний мост автомобиля – с самоориентирующимися колесами. Они закреплены на поворотных кулаках, шарнирно связанных поперечной тягой. Ось этого узла установлена так, что при движении вперед машинка едет прямо, а при заднем ходе еще и разворачивается. Именно так устроено колесико ножки рояля.
На днище нашего автомобиля смонтировано следящее устройство – щуп, выгнутый из упругой проволоки и шарнирно закрепленный проволочной скобой. Как только игрушка приблизится к краю стола, щуп опускается и контактная пара замыкается. Сразу же срабатывает малогабаритное реле, переключающее полярность питания двигателя, автомобиль начинает двигаться назад, одновременно разворачиваясь. Когда же передние колеса развернуться на угол, близкий к предельному, контакт, смонтированный в передней части игрушки, размыкается, цепь обмотки реле на мгновение разрывается и контакты его возвращаются в исходное положение. Игрушка на секунду останавливается, а затем вновь устремляется вперед. Передние колеса при этом сами занимают исходное положение для движения прямо.
Модель нашу можно научить совершать те же маневры и при наезде на препятствие. Для этого на бампере следует закрепить еще одну контактную пару и соединить ее параллельно с контактами следящего устройства.
Вариант I.
1 - передние колеса, 2 – ходовой и поворотный электродвигатели, 3- батарея 3336, 4 – основание, 5 – ведущие колеса, 6 – пятое колесо, 7 – щуп.
Вариант II.
1 – поворотные кулаки передних колес, 2 – реле типа РСМ, 3 – батарея 3336, 4 – основание, 5 – задние ведущие колеса, 6 – контакты следящего устройства, 7 – щуп, 8 – контакты, 9 – микроэлектродвигатель, 10 – передняя полуось, 11 – задняя ось, 12 – ось следящего устройства, 13 – рычаг-размыкатель, 14 – поперечная тяга.

Источник:  Автомобиль, который видит все / И. Евстигнев // Архив журнала «Юный техник»

Получить бонус

Персональный бонус
за регистрацию

получить